Описание картины:
Триптих «Снятие с креста» был создан великим фламандцем Питером Паулем Рубенсом для собора в его родном городе Антверпене, в то время, когда с 1610 года он писал в основном на религиозные сюжеты. К этому же периоду относятся триптих «Крестовоздвижение» и многие другие. Этим поистине эпохальным произведением Рубенс заявляет о себе вполне самобытным художником, но все же находящимся под влиянием великих итальянских мастеров и педагогов — Караваджо и Якопо Тинторетто.
Картина бросается в глаза с первого момента — фигура Христа, падающая на плечо головой, смещение тела и он как бы останавливается на короткое мгновение перед тем, как попасть в руки апостола Иоанна. По замыслу автора, изможденное тело Сына Божия — свинцово-серое, как мраморное изваяние, на ярко-белом фоне погребальной пелены «вплывает» в ярко-красную, жизнеутверждающую одежду его любимого ученика — Джон.
Старец, стоящий на лестнице и уже теряющий равновесие, как бы парящий вверх, уже выпустил тело из рук, а другой старец, Иосиф Аримафейский, еще держит Спасителя на руке.
Коленопреклоненная Мария Магдалина готова принять ноги Иисуса, те самые ноги Учителя, которые она недавно отерла волосами и помазала благовониями.
С белой, как саван, стоит Богородица и простирает ладонь Своей к Сыну, чтобы принять его. Ее страдания понятны и близки всем любящим Христа.
При всей реалистической «тяжести» происходящего в картине нет кричащего «драматизма», нет театральных криков, жестов, нет даже слез. Чувствуя влияние Караваджо с его выраженным резким контрастом света и тени, Рубенс тем не менее освобождается в своем творчестве от «подражания итальянцам» и рисует палитрой светло-серых, розово-зеленых и янтарных красок женские фигуры, а более традиционный красный и охристый у самцов.
Композиция центральной части триптиха выстроена по диагонали: справа налево и сверху вниз. Сегодняшний темный фон контрастирует с ярким, бело-красным пятном центральных фигур — Христа, апостола Иоанна, головы и рук Марии Магдалины. Окружение Иисуса Христа образует гармоничное, слаженное, торжественное действо. Внизу картины на переднем плане в правом углу изображены как символы страданий Христа: страница из Писания, вымытые гвозди и терновый венец в сосуде с водой.
Перед нами самое величественное из религиозных произведений, созданных Рубенсом, прославляющее его как певца истинных христианских ценностей.
Портрет маркизы Брижит Спинола Дориа
Вечерний пейзаж с каретой
Эскиз «Нарцисс»
Эскиз «Всех Святых»
Голгофа — Рубенс
Автопортрет с Еленой Фурман и сыном
Четыре части света
Парижское судебное решение
Сусанна и старейшины
Плачь о Христе
Портрет служанки Инфанты Изабеллы
Портрет Хелены Фурман с двумя детьми
Портрет Изабеллы Брант
Охота на кабана
Вирсавия у фонтана
Диана возвращается с охоты
Осенний пейзаж с замком Стен
Дама в соломенной шляпе
Лидер Медузы Горгоны
Похищение дочерей Левкиппа
Персей и Андромеда
Союз земли и воды
Самсон и Далила
Сад любви
Воздвижение Креста
Прометей прикованный
Три грации
Тарквиний и Лукреция
Охота на крокодила и бегемота
Четыре философа
Охота на львов
Святой Георгий и дракон
Прибытие Марии Медичи в Марсель
Автопортрет с Изабеллой Брант
Битва между греками и амазонками