Зайдите в зал Третьяковской галереи, где находятся полотна художника Шишкина, и вы почувствуете, как пахнет влажным дыханием бора, сильным ветерком с полей, как будто стало солнечнее и яснее. В работах Шишкина видишь то ранний рассвет в сосновом лесу после темной бури, то бескрайние поля с уходящей к горизонту тропой, то загадочные сумерки в лесной чаще.
Отношение к полотнам Шишкина тоже было непростым. В то время его жизни люди считали Ивана Ивановича реалистом в пейзажном искусстве, называли его лесным богатырем.
Произведения Шишкина и раньше, и сейчас известны каждому россиянину. В учебнике русского языка, на картинке в музее, обертках от шоколада, дома, так или иначе, все их видели. «Шишкина всегда мало, — писал Крамской, — такого мастера еще не скоро найдется». И этот Крамской, суровый и требовательный судья, говорил о «отсутствии поэзии» в многочисленных картинах Шишкина, имея в виду натурализм полотен. Позже многие художники и критики начисто отвергли роль Шишкина, провозгласив его «натуралистом», «фотографом», ужасно устаревшим «копировщиком природы».
Ни один из русских живописцев, кроме Шишкина, не имел возможности в таком масштабе описать силу и красоту русского леса. Его полотна волнуют нас сладостным сочувствием живописца ко всему, которое он находит в матушке-природе. Художник также замечает спрятанные в траве алые шляпки грибов, кружащиеся над упавшим березовым поленом и веточками засохшей хвои. Живописец знает прекрасное как по обычным предметам, так и по предметам. Светлый стиль шишкинского пейзажа максимально чист и незамысловат. Его полотна оживляют эмоции и образы, которые сохраняются в памяти на всю жизнь. Смотришь на картину «освещенные солнцем сосны» и в памяти поднимается нежное тепло летнего дня, когда так приятно пройтись по лесу и вдохнуть тягучий аромат сосновой смолы и согретой солнцем земляники.