Описание картины:
Художник Спада изучал живопись в Болонской академии, но после посещения Рима, Неаполя и Мальты, городов, где жил и работал его старший коллега Микеланджело Меризи да Караваджо, на него повлияло его творчество, мало похожее на академическое искусство Болоньезе — чемпионы.
На этой картине живописец изобразил подготовку к концерту. Лидер небольшого ансамбля делится нотами, мальчик-вокалист воодушевленно смотрит на одного из музыкантов, остальные участники предстоящего выступления настраивают инструменты. Действие происходит в темной комнате, где льется свет и оживляет разноцветные одеяния — прием, восходящий к живописи Караваджо. Но если его точно направленный волшебный свет выявляет в изображаемом драматизм, то у Спады освещение более рассеянное и делает сцену уютной.
Главное, что его последователь взял у Караваджо, — стремление выразить правду жизни, хотя к этому по-своему тяготели и представители болонской школы живописи. Но Спада не унаследовал ни характерного для Караваджо драматического и предельно честного взгляда на действительность, ни возвышенности и академизма болонцев. Однако в изображении преобладает легкое, расслабленное настроение, которое было присуще ранним произведениям первого.
В окружающем мире Спада умел улавливать и передавать на холст веселый и легкий шум, звучавший для него как музыка. Момент настройки инструментов был для него, пожалуй, более интересен, чем сам концерт, так как позволял представить живую сцену и изобразить персонажей в разных состояниях.