Описание картины:
Считается, что большое влияние на Амедео Модильяни оказали Тулуз-Лотрек и Сезанн — у первого он заимствовал графический стиль, у второго обогатил цветовую палитру живописца. Но лучшие его картины, а это работы в жанре обнаженной натуры, являются исключительным открытием самого Модильяни, без подражания и без каких бы то ни было цитат. Только у Модильяни мы находим эти теплые, густые тона, объемную линию, вытянутую диагональю композицию и олицетворение образов.
Представленная картина называется «Лежащая обнаженная», но чаще всего она показана с дополнением — «с синей подушкой», чтобы не спутать ее с более известным шедевром, на котором обнаженная женщина изображена примерно в таком же положение, но с согнутыми в локтях руками (тоже, кстати, на синей подушке, но более насыщенного цвета).
Полотно входило в самую известную серию Модильяни, выполненную по заказу Зборовского, — ту самую, которая вызвала ажиотаж в обществе и запрет выставлять на всеобщее обозрение «непристойное искусство», демонстрирующее презрение к женщине. По иронии судьбы, картины с обнаженной натурой сегодня считаются вершиной эмоционального итальянца, умершего в больнице для бедных.
Золотое тело героини манит ярким бархатным сиянием. Художник прописал каждый изгиб – округлые бедра, сужающуюся талию, грудь, тонкую шею. У девушки прикрыты глаза, она расслаблена и свободна, демонстрируя зрителю счастье и милую вялость.
Линия здесь пережила абсолютное перерождение – живописец переосмыслил ее совсем по-другому. Если раньше линия ограничивала краску, цвет, то теперь она стала своеобразным фактурным элементом, то есть линия и объем слились воедино. Искусствоведы отмечают, что благодаря фактурной линии обнаженные девушки выглядят на холсте «как живые» — это прекрасное открытие в рамках экспрессионизма, в котором работал Модильяни.
Создается впечатление, что мастер совсем не думал о заднем плане. Мы видим контур дивана с подушкой и барной стойкой и пустую стену. Все выполнено в темно-коричневом цвете. Между тем Модильяни добился того, чтобы фон подчеркивал сияние кожи его героини. Можно заметить широкие мазки и рельефное исполнение — мастер то затемняет, то слегка осветляет некоторые участки фона. В результате полотно кажется сияющим, переливающимся и отражающим сияние обнаженного тела.
Другие картины Амедео Модильяни
Обнаженная на синей подушке
Голая сидит на диване
Танцор
Тосканская дорога
Алиса
Девушка в голубом
Сидя голый
Рыжая женщина
Девушка в желтом платье
Жених и невеста
Портрет Жанны Эбютерн в большой шляпе
Женщина с веером
Портрет Беатрис Гастингс
Анна Зборовская
Рыжеволосая девушка в вечернем платье