Описание картины:
В 1901 году Михаил Васильевич Нестеров совершил паломничество в монастырь на Соловецких островах. Художник долго находился под впечатлением от путешествия. Его поразил дух умиротворения и атмосфера единения людей с флорой и фауной, которых уже не было в урбанизированной России. Нестерову всегда было свойственно трепетное отношение к русской природе, и, увидев нетронутую Соловецкую землю, он нашел свою утопию, которая и вдохновила его на написание Лисички».
Полотно было завершено в 1914 году, примечательно, что у картины было несколько названий. Первоначальное название звучало как «Мир на земле, благосклонность к людям» и вскоре было заменено на «Три старца». Но в народе произведение часто называют «Лисичка», ведь без изящного животного в нем не было бы колорита и умиротворяющей атмосферы.
В жанровой картине показан бытовой эпизод из жизни богоугодных старцев. Михаил Васильевич хотел показать свое видение рая на земле — благочестивой жизни в гармонии с природой, где каждое творение Божие брат человеку. Блаженные отшельники вызывают у зрителя сопереживание своей приземленностью и простотой, тогда как многие святые традиционно изображаются недоступными и далекими от всего мирского.
Полотно визуально разделено на две части, на первой — лужайка, где сидят праведники, на второй — дремучий лес. Мастер продемонстрировал идиллию этого места, стирая грань между живой природой и средой обитания человека. Символом такого отряда, который спокойно идет к людям, стала лиса.
Стоит обратить внимание на цветовую гамму изображения. Нестеров мастерски передал цветовую палитру суровых соловецких пейзажей и живописный северный закат.
Также можно интерпретировать число старцев на полотне как сакральное послание, ведь число «3» в христианстве имеет особое значение.
Другие картины Михаила Васильевича Нестерова
Видение отроку Варфоломею
Какое любовное зелье
На горе
Раб Божий Авраам
Философы
Девушка в кокошнике
Портрет Мухиной
Великий постриг
Отшельник
Осенний пейзаж
Преподобный Сергий Радонежский