Описание картины:
История Лота и его дочерей запечатлена на картине дунайского художника Северного Возрождения Альбрехта Альтдорфера. За год до смерти мастера появилось это произведение, написанное в маньеристическом духе.
Отец семейства, старый Лот, бежавший из горящего Содома, потерял жену. Она, несмотря на повеление посланника Господня не оглядываться на умирающий город, все равно сделала это и стала соляным столпом. Дочери Лота приняли разрушение грешных Содома и Гоморры как конец света и считали себя последними женщинами на земле. Дочери решили, что их долг – не дать погибнуть роду человеческому, и «легли» с отцом своим Лотом, предварительно выпив его. Тему инцеста Лота с его дочерьми можно найти в произведениях Франческо Фурини, Адриана ван дер Верфа, Доменико Мароли, Яна Мюллера и других, дошедших до его сведения.
На переднем плане — портрет Альбрехта Альтдорфера в полный рост пьяного Лота с одной из его дочерей. Другая дочь, тоже обнаженная, виднеется вдалеке — она то ли грустит, то ли страдает, снедаемая завистью к сестре. Интимную сцену мастер изобразил с достаточно смелой по тем временам откровенностью – обнаженная героиня лежит на коленях у отца, который обеими руками сжимает ее предплечья. В руках у дочери бокал красного вина, она улыбается, игриво смотрит в лицо отцу, а он хищно смотрит в ответ. Видно, что девушка приготовилась к этому «свиданию» — ее голову украшает какое-то изысканное платье, а на шее изящное ожерелье с рубиновой подвеской.
Нетрудно заметить, как менялась у Альтдорфера техника изображения человеческого тела — от схематичной и приблизительной до «итальянской модели», полной реализма и нюансов. Мы замечаем торчащие ребра худощавого Лота, женственные изгибы с подчеркнутой талией его любовницы.
Все разворачивается, как обычно у Альтдорфера, на фоне пейзажа, но теперь автор добавляет сюда ткань, цвет драпировки которой подчеркивает бледность обнаженных тел.
Примечательно и колористическое исполнение: автору удалось создать специальное освещение, так что тела героев картины словно светятся. Заметна тонкая прорисовка деталей, игра света и тени, насыщенность цвета. Несомненно, перед нами зрелая работа, демонстрация выкристаллизовавшегося с годами стиля.. и последняя картина Альтдорфера. После нее живописец напишет еще несколько фресок, которые сохранились лишь фрагментарно.
Другие картины Альбрехта Альтдорфера
Битва Александра с персами
Мученичество святого Флориана
Пейзаж с семьей сатиров
Святая ночь
Вечеря апостолов
Христос на кресте
Пейзаж с мостом