Описание картины:
Как только не назовут этого голландского живописца — и художником-загадкой, и художником любви, и гением «золотого века» голландской живописи. Все эти эпитеты принадлежат Яну Вермееру, поистине уникальному художнику XVII века. Каждая из его знаменитых 34 работ вызывает восхищение, споры и обсуждение. Не избежала этой участи и знаменитая картина «Любовное письмо.
Полотно написано примерно в период с 1667 по 1670 год. Оно отличается от других произведений композиционным построением, наличием аллегорий, полно неясностей, «ключей», которые необходимо подобрать, чтобы понять истинный замысел автора. Что сразу бросается в глаза, так это необычное построение, как бы «картинка в картине», как будто автор, проходя мимо комнаты, заглянул, увидел кусочек чужой жизни и запечатлел его.
Взору наблюдателя открывается светлая комната с двумя молодыми женщинами — хозяйкой, держащей в руках лютню, и горничной, только что доставившей письмо. Сообщение, скорее всего, любовное, судя по внешнему виду сидящей женщины, — спрашивает он, все еще сомневаясь, — «эта новость, которую она ждала?».
Удовлетворенное лицо горничной подтверждает ее догадку. Именно ради этого письма она отказалась от своих обязанностей по уборке дома. Это доказывает и стоящая на переднем плане метла, и брошенные вещи, и разбросанные записки.
Но у Яна Вермеера не может быть все так просто в сюжете. Аллегории любви «зашифрованы» в картине.
Лютня – классический инструмент для влюбленных, атрибут нежных и романтических чувств, символ любви, принятый в XVII веке. Картины позади героинь, изображающие парусник и опушку леса с одиноким путником, символизируют разлуку и изменчивость в любви, аналогичную изменчивому морю.
Кроме того, оказывается, что такие простые предметы, как тапочки и веник, выступающие границей между зрителем и происходящим в комнате на картине, имеют свой смысл и значение. Так, тапочки в голландском искусстве связаны с эротическим символом, а метла — с отношениями без брака. В Голландии до сих пор считается жениться на метле. Все это создает образ интимности, секретности и заговора.
А свежесть красок, любимый ультрамарин Вермеера, тонкие нюансы света и теней, расписной интерьер, яркий клетчатый пол создают чудесную сцену с любовным письмом, превращают личный момент жизни в шедевр мирового искусства.
Что необычно и привлекательно в великом художнике Яне Вермеере, так это то, что каждый из зрителей, рассматривая аллегорию, может «продумать» действие и «дополнить» историю героинь картины.
Другие картины Яна Вермеера
Дама на Деве
У свахи
Девушка читает письмо
Астроном
Молодая женщина с кувшином у окна
Аллегория веры
Женщина, взвешивающая жемчуг
Девушка с жемчужной сережкой
Комфорт
Географ
Кружевница
Офицер и улыбающаяся девушка
Бокал вина
Госпожа и горничная
Урок музыки