Описание картины:
Характерный для церковного искусства мотив — образ Девы Марии с младенцем Иисусом на руках — художник превратил в гимн материнству и жертвенности. Это уже не просто безличная икона — это образ матери и ребенка. Богородицу отличают узнаваемые черты лица, встречающиеся на многих картинах Джотто, что делает образ еще ближе к людям. Она приближает Святую Богородицу и ее божественных детей к обычным людям, ведь художник дал ей знакомое лицо.
Икона написана на золотом фоне, характерном для византийских икон. Но сам образ принадлежит новой эпохе. Оно объемное, выразительное и очень живое, совсем не похожее на застывших в цепях святых с такой же мимикой с ранних икон и росписей на церковные сюжеты.
Мадонна держит младенца Иисуса на руках, а одной рукой нежно прижимает его к себе. В другой у нее белая роза — символ ее чистоты и невинности. Ребенок протягивает к ней руку и смотрит на цветок. Сама Богородица смотрит на зрителей, и в ее грустном взгляде можно прочитать осознание того, что ее сокровище, ее дитя осуждено на короткую жизнь, полную мук, и на страшную крестную смерть.
Интересно, что художник выбрал для мафории Мадонны — наряд, в котором она обычно изображается, — не классические цвета, красный и синий, а глубокий зеленый. Это цвет надежды, жизни и возрождения. Ее одежда имеет золотые лацканы с зеленым блеском и богатую золотую отделку, а ребенок покрыт тончайшей полупрозрачной тканью с роскошной золотой отделкой. Складки очень реалистично очерчивают тела, подчеркивая их формы и добавляя объемности образу.
При всей своей традиционности эта картина представляется серьезным прорывом в церковном искусстве. Вместо стандартных лиц в нем появляются настоящие, полные жизни, выразительные и узнаваемые образы.
Другие картины Джотто ди Бондоне
Мадонна Огнисанти
Поцелуй Иуды
Плачь о Христе
Стигматизация святого Франциска
Распятие
Часовня Барди
Поклонение волхвов