Описание картины:
Неповторимо далекий и такой близкий, загадочный и вполне понятный на чувственном уровне, Марк Шагал — единственный, кто смог наглядно изобразить великолепное выражение «взлететь от счастья».
Работа над картиной «Над городом» началась в 1914 году, а последние штрихи мастер поставил только в 1918-м. За это время Белла из возлюбленной превратилась не только в любимую супругу, но и в мать их дочери Иды, и навсегда стала главной музой художника. Союз богатой дочери потомственного ювелира и простого еврейского юноши, отец которого жил разгрузкой селедки, можно назвать только мезальянсом, но любовь оказалась сильнее и преодолела все условности. Именно эта любовь вдохновила их и вознесла на небеса.
Карина изображает сразу две любви Шагала – Беллу и родного Витебска. Улицы представлены в виде домов, разделенных высоким темным забором. Зритель не сразу заметит козу, пасущуюся слева от центра картины, и простого человека со спущенными штанами на переднем плане — юмор живописца, вырывающийся из общего контекста и романтического настроения произведения, но это все Шагал…
Очень любопытно выглядит изображение людей — оно какое-то «кубизированное», угловатое, состоящее из плавных четких линий, а наоборот, выражено совершенно мягкими контурами, не лишенными изящества и мягкости. К тому же Белла шикарно одета – красивое легкое платье, хорошенькие туфли, но кружева, выглядывающие из-под юбки, говорят о том, что Шагал хотел подчеркнуть, какая она домашняя, своя, только его.
Многие критики отмечают поворот головы героя – он оглядывается на родной Витебск, словно в последний раз пытается запечатлеть взглядом знакомый пейзаж. И действительно, очень скоро живописец покинет страну, а потом и вообще Европу, спасаясь от нацистских преследователей, стремившихся истребить народ Беллы и Марка.
Композиция произведения невероятно гармонична, а лирический настрой позволяет избавиться от вопросов — почему вдруг летят молодые люди. Удивительная сила таланта позволяет зрителю выйти за пределы этих условностей и просто любоваться изображением.
Говорят, еще в юности цыган сказал Шагалу, что в жизни он хотел трех женщин, причем две из них были бы обычными, а тут одна совсем необычная. Эту работу, как и многие другие, Шагал посвятил своей необыкновенной Белле, большой любви и главному вдохновению.
Другие картины Марка Захаровича Шагала
Моя жена
Зеленые любители
Синий дом
День рождения
Автопортрет с семью пальцами
Над Витебском
Белое распятие
Идти
Невеста
Я и деревня
Зеленый скрипач