Описание картины:
Одно из самых сильных и выразительных произведений — портреты Ивана Крамского «Некрасов во время «Последних песен». По драматизму и остроте действия картину можно сравнить только с последним прижизненным портретом композитора Мусоргского работы Ильи Репина.
Еще в 1875 году Николаю Некрасову поставили страшный диагноз — рак кишечника, а в 1877 году о болезни писателя знал весь Петербург. Интеллигенция очень болезненно смотрела на истребление поэта.
В то же время у Павла Третьякова возникла идея собрать портреты всех выдающихся людей своего времени, а Некрасова у него как раз не было. С просьбой написать поэта Третьяков обратился к Крамскому, что тот сделал не в первый раз, и живописец откликнулся на заказ. Так появилось это удивительное произведение, запечатлевшее огромную силу, стойкость, бесстрашие перед лицом болезни во имя реализации творческого вдохновения. Некрасов пишет свое последнее произведение — «Последние песни», своего рода завещание потомкам.
восемь лет назад Николай Ге уже написал Некрасова, но Крамскому предстояла более трудная работа — в 1868 году поэт был еще полон сил и энергии, а Ивану Николаевичу приходилось работать с человеком, который уже не вставал с постели.
Сначала казалось немыслимым изобразить поэта изможденным и на подушках, потому что потомки увидят великого Некрасова во всей красе, а представить его в халате невозможно. Однако Крамской при всех колебаниях и сомнениях художника оставался верен себе — он только изображал правду. В результате портрет получился интимным, даже в какой-то степени интимным, но монументальность и величие ему придает сам герой, свою несокрушимую силу духа, свою борьбу с болезнью. Это полный провал болезни перед творческим порывом.
Некрасов бледен и худ. Глаза у него грустные и очень усталые, но эти настроения не господствуют в его глазах — взгляду автора свойственны выдержка и сосредоточенность. Искусно выполненная драпировка простынями цвета слоновой кости не скрывает болезненной худобы. В руках у Николая Алексеевича аккуратная стопка листьев, на которых автор пишет свое произведение.
Помимо точной характеристики героя, в картине также хорошо продуманы детали. Поэтому по жанру картина граничит между портретным и бытовым стилем. На тумбочке чашка, а рядом какие-то лекарства, слоем ниже — рукописи, книги, газеты. Очень пронзительно выглядит небольшой колокольчик, с помощью которого Некрасов, уже почти не шевелясь, подзывал к себе слуг.
Картины над кроватью — это черно-белые портреты Адама Мицкевича и Николая Добролюбова, а слева фон немного темнее — бюста Виссариона Белинского сразу не видно.
Результатом сеансов позирования Некрасова стал портрет, на котором изображена только голова поэта, без рук. Работа понравилась портрету, и он заказал у живописца еще две копии, для себя.
Но этим Крамской не ограничился — в интерьере комнаты находился увядающий Николай Алексеевич, законченный художником только в 1878 году, и, к сожалению, Некрасова уже не было в живых.
Другие картины Ивана Николаевича Крамского
Мина Моисеев
Портрет императрицы Марии Федоровны
Христос в пустыне
Неизвестный
Пчеловоды
Лесник
Безутешное горе
Девушка с распущенной косой
Портрет Александра III
Созерцатель
Русалки
Лунная ночь
Портрет Софьи Николаевны Крамской
Портрет Толстого
Портрет Шишкина
Портрет Соловьева
Девушка с кошкой
Смех
Фермер с уздечкой
Иродиада
Портрет Боткина
Портрет эпического сказочника
Букет цветов флоксы