«Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век», Аполлинарий Михайлович Васнецов — описание картины

Автор: Аполлинарий Михайлович Васнецов
Музей: Костромской государственный художественный музей
год: 1918

Описание картины:

Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век — Аполлинер Михайлович Васнецов. Бумага, акварель, уголь. 64,5 х 92 см

   Аполлинарий Михайлович Васнецов создал художественную летопись старой, допетровской Москвы, и не мог обойти стороной один из самых трагических эпизодов истории — оборону столицы от войск хана Тохтамыша. Внимательно изучив старые документы, карты, предметы, найденные при археологических раскопках, художнику удалось воссоздать достоверный образ одного из этих дней.

   Прошло всего два года после победы русских войск на Куликовом поле, но войска Золотой Орды по-прежнему стоят под высокими крепкими стенами Московского Кремля. Город мог выдержать осаду, ведь только что построенный каменный Кремль считался неприступным. Воспользовавшись отсутствием Дмитрия Донского, в столице начинаются усобицы.

   А летним августовским днем ​​на соборной площади собирается вече. На небольшом возвышении воевода, подняв меч, призывает на бой врага. Его поддерживают многие горожане: с левой стороны седобородый мужчина надевает кольчугу, рядом с ним молодые люди берут в руки луки и арбалеты. Рядом стоит повозка с оружием — все горожане могут выбрать себе мечи, копья и щиты. Мастера, склонившись над первым оружием, называемым «тюфяком», знакомят с ним солдат. Вооруженные солдаты внимательно осматривают площадь.

   Но не все хотят защищать город. Справа семья мальчиков сидит на сундуках и сумках, готовых покинуть город. Возле церковной стены уходящие пытаются пробраться сквозь толпу на телегах, доверху набитых пожитками. Горожане спешат вдоль деревянного частокола к воротам, бросая за спину мешки с имуществом и ведя за руку маленьких детей.

   А на крепких стенах все готово к обороне — бойцы заняли свои места, метательные машины готовы.

   Народ шумит и волнуется, но посреди площади торжественно возвышается великолепный белокаменный собор с высокими арочными окнами — символ России.

   Коричневые и серые цвета, господствующие на картине, наполнены ощущением тревоги и надвигающейся беды, но сияние белых стен, устремленное в высокое небо, наполнено надеждой и верой в то, что Россия, пройдя через все испытания, станет великой державой.

Другие картины Аполлинария Васнецова

Сибирь

Северный край. Сибирская река

Книготорговцы

Мост Всех Святых

Родина

Вероятный вид на Белокаменный Кремль

Московский Кремль при Иване Калите

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий