Рублев — один из самых известных иконописцев, стиль письма которого на долгие годы определил все развитие русской иконописи. После него стали известны грациозные, четко очерченные лица с темным, почти коричневым цветом, определенные позы, определенный символизм. И несмотря на этот вклад, на то, что спустя 600 лет его иконы помнят и оберегают, о личности Рублева известно очень мало – только то, что можно сказать, глядя на его произведения.
Однако достоверно известно, что в 1408 году он отправился во Владимир рисовать
это собор Успения Богородицы. Заданная им тема волновала в той или иной степени всех художников, не чуждых религиозной тематике, — Страшный суд.
В европейской традиции его образ обычно напоминает костры инквизиции. Грешники с одной стороны, праведники с другой, суровый карающий бог, готовый ввергнуть их в адские муки, в пылающий огонь и общее чувство гнетущего страха, ужасающее предчувствие будущего. Их цель – заставить человека подчиниться через страх.
Рублев же избрал иной путь — в его фреске нет деления на козлов и агнцев, все стоят во славе явившегося Господа, и это не страшное событие, которое должно было бы вызывать ужас и желание чтобы быстро раскаяться, но чистая радость от встречи с кем-то, кто любит.
Благодать, о которой часто забывают. Радость пребывания с Богом, счастье от самого существования Бога, покорность от любви, а не от страха перед наказанием — вот что выразил Рублев в фресках. Не трубы Армагеддона, которые заставляют трепетать и желать спрятаться как можно дальше, а фанфары, возвещающие, что грядет Тот, Кто имеет право судить и всегда судит милосердно.
Не плачь, а радуйся, ибо это не конец земной жизни, а начало жизни вечной.
Несмотря на туманность его биографии, несомненно одно — Рублев знал, что такое милосердие.