«Рыцарь, смерть и дьявол» — средневековая гравюра Дюрера, изображающая христианского рыцаря, проходящего через узкое ущелье. Его конь стоит гордо, с достоинством и легкостью нес всадника, несмотря на то, что рыцарь облачен в доспехи.
Собака бежит под копытами коня, стараясь не отставать, сам рыцарь держит копье на плече, меч в ножнах у бедра, он смотрит только вперед, не поворачивая головы, даже если есть неприятные, страшные товарищи, идущие рядом с ним.
Смерть истощенной, бледной лошади, схватившейся за костлявую ногу
в руке песочные часы, которые напоминают рыцарю, что его земной путь не вечен. Она обвита змеями, у нее нет глаз, и то, что она торжествует последней, кажется несправедливым. Черт идет сзади, на плече у него копье, рыло его жалкое, поросячье, вытянутое — он как нищий за чужим столом. Но как только рыцарь споткнется, он набросится на упавшего, начнет рвать острыми свиными зубами.
А на дне оврага — черепа, кости, одинокая ящерица, выпавший из чьей-то руки кинжал. Все это осталось от бывших рыцарей, колеблющихся, не в силах обуздать свой страх и вести его вперед. Броня веры, треснувшая под взглядом смерти.
Живой рыцарь не знает страха. Он защищен присутствием Бога за его спиной. Как его тело облечено в доспехи, которые не пропустят ударов других, так и душа облечена верой, которая устоит перед каждым искушением. Несмотря на смутное ощущение опасности, которое внушает образ, — выберется ли рыцарь благополучно, сможет ли он выдержать пустые глазницы смерти? — верить в лучшее.
Рыцарь двигается уже очень уверенно, а его конь, чувствуя доверие своего хозяина, не прибавляет ни шагу даром. Он идет медленно, величественно и не показывает страха. Только собака, прекрасно осознавая опасность товарищей своего хозяина, выглядит испуганной и бежит вперед, почти мимо лошади.