Знаменитая «Соната моря» — «сюита» из трех картин Чюрлениса, которая по праву считается одним из самых живописных его произведений.
Сонатами музыканты называют произведение, в котором идет борьба между несколькими иногда совершенно противоположными темами, а в финале звучит основная мелодия. Обязательным признаком сонаты является членение на 4 или 3 части. Чюрленис верил в возможность создания сонаты, похожей на музыкальную, кистью и красками. Его живописный
картинки звучат как музыка и также понятны без слов, а также написаны по законам всех музыкальных форм.
Выбрав сюжетом одной из своих сонат вечно манящее море, Чюрленис написал для нее три картины: «Аллегро», «Анданте» и «Финал».
Аллегро переводится как бурное, радостное или веселое. Именно этими словами можно охарактеризовать первый образ сонаты. Одна волна за другой мощно атакует берег, сверкая и переливаясь на солнце. Янтарь, ракушки, камушки и многое другое поднялось из глубины и плавает среди пузырей. Берег полностью в холмах, контуры легко потерять и спутать с одним из гребней волны. Но волны от радости разбиваются о берег, и не изображают бой, а активно играют с ним. А картина поднимает настроение, восхищает яркими красками и живостью действия.
Следующим образом сонаты является Анданте. В нем все тихо и спокойно. Лишь два ярких луча света освещают горизонт. Следите за исходящими от них светящимися пузырьками, и вы увидите, как целый город правил на дне спящего моря, где нашли приют затонувшие корабли. Добрая рука поднимает одну из них и нежно опускает на поверхность, как дети спускают на воду кораблики, и дает ей новую жизнь.
Все море кипит, а в Финале поднимается грозная и величественная волна и уже борется, как чудовище, когтями, чтобы поймать и проглотить беспомощные корабли. Пожалуй, едва заметные на волне инициалы автора дают понять, что все его произведения ждет одна и та же смерть, как ему кажется: они будут погребены глубоко на дне, где о них никто и не вспомнит… Но нет, где бы ни казалась страшной волна, должны эти корабли наконец выплыть из нее, недаром под рукой спас один из парусников Анданте. А картины Микалюса Чюрлениса никогда не будут забыты, даже спустя много сотен лет.