Дейнека Александр Александрович передал достаточно пронзительное глубокое страдание. «Сожженная деревня» прекрасно передает всю силу его чувств в годы Великой Отечественной войны.
Художник и в то время не остался в стороне от этих трагических событий и продолжал писать очень драматичные, «кричащие» многострадальные и значительные произведения, показывающие борьбу свободолюбивого народа Советского Союза против фашизма.
На этот раз все старые места художник воспевает в зловещем и страшном
следовать. Если раньше живописец писал городские сцены, то теперь он переезжает в сельскую местность, пропитанную глубокой болью и страданием. Так предстает перед зрителем изуродованная родина.
При этом позиция художника в этом вопросе не вызывает сомнений. Видно, сколько ненависти он испытывает к врагу. Но при всем этом Дейнека не становится бесчувственной и не теряет своей человечности.
Картина вновь и вновь говорит о том, что истинное искусство, приходящее в свое время, остается актуальным и бессмертным. Произведение заставляет сердце зрителя биться чаще, будоражит ум и рождает различные ассоциации. Развевающиеся на ветру сгоревшие цветы и травы, ржавые глиняные склоны и сгоревший ковыль.
Глядя на глубокую и пронзительную по своей провидческой силе картину, вновь и вновь возникают мысли о том, как легко некоторые тактики и тираны способны с новой силой снова и снова обрекать целые континенты на бедствия.
Обгоревшие стволы деревьев и пустота деревни наводят на страшные мысли, заставляющие задуматься о прошлом и проникнуться чувствами не только художника, но и людей, живших в этой деревне. В этой работе соединены страдание, отчаяние, но стойкость и гордость.