А.М. Герасимов за свою знаменитую работу «Ленин в президиуме» заслужил звание деятеля советского искусства. Образ вождя революции миллионы раз дублировался с картины. Лучше всего художнику удалось передать величие В.И. Ленина как ключевой фигуры коммунистического движения.
«Ленин на трибуне» писался в несколько этапов. Портрет был закончен в 1930 году, а идея родилась десятью годами ранее. Автор несколько раз переписывал свою картину. Сначала ему не понравилось положение тела вождя на картине, потом он
держит куртку левой рукой. Затем Герасимов перерисовал портрет, сделав акцент на правой руке.
Перед непосредственным созданием легендарного полотна живописец долго изучал документальный материал о Ленине, обращал внимание на фотообразы и общался с близкими вождю людьми. Самому Герасимову посчастливилось лишь дважды увидеть вождя коммунизма своими глазами. Но издалека нельзя было в должной степени различить его черты. Художник хотел точно изобразить портрет Ленина и передать силу его духа, силу его влияния на массы.
На этапе написания лица Ленина Герасимову помогал К. Е. Ворошилов, лично знавший главного коммуниста. Самые ценные указания пригодились портретисту. Когда лицо было максимально приближено к оригиналу, Ворошилов посоветовал художнику больше не вносить никаких исправлений. Герасимов последовал совету товарища.
Фигура Ленина установлена высоко на трибуне. Он посылает людям о грядущих переменах и предлагает каждому стать их движущей силой. На переднем плане развеваются на ветру большие алые знамена с символикой коммунизма. Такие же флаги мелькают в огромной толпе людей на трибуне.
Фон портрета – хмурое небо, затянутое грозовыми тучами. Это подчеркивает революционную атмосферу в картине.