«Приам просит у Ахиллеса тело Гектора» — первое крупное произведение, написанное восемнадцатилетним Александром Ивановым, когда он был еще студентом Академии художеств. Автор запечатлел место действия 24-й песни «Илиады» Гомера.
Несомненно, молодой художник знал всю гомеровскую поэму и не случайно выбрал именно этот стих. Иванов всегда стремился к психологической выразительности образов, поэтому наиболее подходящим был момент молитвы и покаяния троянскому царю Приаму. Иванов сделал картину соответственно
с академическими правилами классицизма, но выбрал наиболее эмоциональный момент. За это он был награжден малой золотой медалью Общества поощрения художников.
Царь Приам намеревается выпросить у Ахиллеса тело его погибшего сына. Для этого он под покровом ночи отправился в стан врага. Троянский царь предлагает щедрый выкуп за тело Гектора, убитого у стен Трои. Мы видим Приама в момент полного отчаяния и безысходности. Он пал к ногам своего врага и умоляет о пощаде для тела усопшего. Иванов выбрал момент, когда решение еще не принято, хотя исход уже известен. Ахиллес сидел, погруженный в глубокую скорбь по своему товарищу Патроклу, и, казалось, очнулся от руки старого царя.
Своим необычным сюжетом Иванов расширил возможности академической постановки. Художнику свойственны выразительность и археологическая точность, поэтому он выбрал сложную обстановку. В том же 1824 году картина была представлена на выставке. Критики отмечали, что автор был очень внимателен к деталям. У ног Приама был кадуцей, посох Гермеса, символ его незримого присутствия. Согласно легенде, троянскому царю удалось попасть в греческий стан только благодаря греческому богу — покровителю торговли. Не упускайте из виду предмет, возле которого сидит Ахиллес. Это не что иное, как погребальная урна с прахом Патрокла, близкого друга и союзника Ахиллеса.