Картина Алексея Петровича Боголюбова «Монастырь» написана маслом на холсте в 1860-х годах.
Жанр — пейзаж, направление — реализм.
Тихий осенний день. Деревья с позолоченными листьями обеспечивают последнюю красоту перед уходом на зимний отдых. Тишина и спокойствие царят в прозрачном воздухе. Задумчиво и величественно стоит монастырь на берегу спящей реки. Он занимает совсем небольшую часть картины, но сразу привлекает внимание красной колокольней, белоснежными крепостными стенами и
золотые купола храмов. Вокруг кипит жизнь – группа прихожан стоит на берегу, мужчины водят лодки и готовятся к отплытию.
Общая золотая тональность пронизывает весь образ и играет важную роль в композиции. Листья изображены золотом, свободно парящие в воздухе и окутывающие деревья, главы храмов, отражения в реке, облака, полосу леса вдали. Переходя от детали к детали, зритель наслаждается спокойными красками, одухотворенностью, возвышенностью обыкновенного осеннего дня, проплывающего рядом с монастырем. Светло-голубой цвет и необычайная прозрачность наполняют реку и небо. Красного в картине очень мало — взгляд с красной рубашки человека в лодке переходит на одежду прихожан и, наконец, на темно-бордовую колокольню. Зеленого цвета еще меньше – от зеленой травы в реке зритель неспешно идет вдоль крепостной стены и оказывается перед зелеными крышами монастырских корпусов.
Композиция выстроена таким образом, что зритель, вне зависимости от того, что он первым заметил, в итоге оказался в середине картины, где находится монастырь. Храм, колокольню отпускают с неохотой, к ним заставляют возвращаться снова и снова, рассматривать детали, наслаждаться цветом и покоем.
Вода, небо и лес созданы с большим мастерством. Произведение наполнено лиризмом, изяществом, красотой.
Работа хранится в Пензенской областной картинной галерее. К. А. Савицкий.