Написана в шестидесятые годы XIX в., точная дата неизвестна. Материалы – холст, масло, размеры 27 на 38 см. Находится в Третьяковской галерее, Москва, Россия.
Алексей Кондратьевич – непревзойденный мастер русского пейзажа, на полотнах которого огромное количество раз изображена природа, в нем она живет и дышит в любое время года. Его лучшим и наиболее поэтичным считается полотно «Грачи прилетели» 1871 года.
В этой небольшой работе художник использует масло, которое, особенно с большого расстояния, кажется воздушным
акварель, что особенно заметно в правом верхнем углу и в самой дальней плоскости, залитой солнечным светом и теряющейся в тумане. К ней стремится вся выстроенная, глубокая перспектива, начиная с небольшого озерца, образовавшегося из-за плотины, подхватываемого тропинкой, взбирающейся по склону и теряющейся в бесконечности золотых лугов. Даже похоже, что девушка в белой рубашке и ярко-красной юбке идет по дорожке в поисках своей коровы. Измученное жарой животное подошло к водопою и осторожно выбралось из кустов к ручью. Поток бежит дальше, за нижний левый край картинки. Вся композиция отражает глубину и хорошо продумана.
Цветовая гамма с преобладанием охристых, коричневых и темно-зеленых оттенков несколько необычна для летней темы и поначалу кажется мрачноватой, но, присмотревшись, зритель понимает: живописец хотел передать атмосферу жаркого и знойного дня, когда небо покрыто сплошной пеленой полупрозрачных облаков, а солнце вокруг окрашено в золотой цвет. Судя по цвету полей, возможно, это август произведет к концу.
Любовь автора к природным деталям, оживляющим картину, видна в аккуратных тонких линиях, которыми мастер прорисовывает камыши и травы переднего плана, в светлых пятнах луговых цветов, в порхающих взглядах на воду и в разнофактурные силуэты листьев и крон деревьев.