Изготовлена в 1870 году. Материалы — холст, масло, размер — 46,8 х 80,5 см. Находится в Серпуховском историко-художественном музее, Серпухов, Россия.
В этой работе еще раз великолепно проявилась безграничная любовь Алексея Кондратьевича к русской природе. Теперь его внимание отдано не самому популярному сюжету в живописи — болоту, особенно ночью. Очевидно, зря это понимает зритель, глядя на чудесное полотно.
Кисть художника показывает большое, взволнованное и дышащее пространство, уходящее вдаль в путь
темнота. Однако часть панорамы освещена ложным светом луны, пробивающейся сквозь облачное ночное небо. В его серебристо-желтом сиянии раскрывается пятно стоячей воды, полное отражений и обрамленное тростниковыми зарослями, и твердый каменистый пляж, местами поросший травой и мелким кустарником. Справа, ближе к центру, стелется дым — может быть, это пожар, но какой умный человек станет его там разводить? Если только он не хочет остаться незамеченным… Или это признак того, что на торфяных болотах начинается пожар.
На первый взгляд сдержанная цветовая гамма напоминает гризайль, когда искусство использует градиент только одного цвета для изображения всех предметов. Но при дальнейшем рассмотрении становятся видны не только черные и прозрачно-охристые тона, но и синие, зеленоватые и голубые. Мягко написанные тени и яркие пятна бликов на растениях придают работе объемность и фантастическую достоверность. Вероятно, мастер делал зарисовки с натуры или ходил по изображенной местности после наступления темноты.
Общий настрой произведения, невольно наталкивает на мысли не только о спокойном и великом, но и о бродящих по засовам призраках или псах Баскервилей, хотя в то время этот рассказ еще не был написан Конан Дойлом.