Алексею Саврасову было непросто развивать свою творческую индивидуальность, ведь в то время в России развивался пейзажный жанр живописи, и требовалось много труда, чтобы идентифицировать себя на этой площадке. Однако ему удалось выявить свой индивидуальный подход к написанию пейзажей, что хорошо видно в картине «Волжский разлив под Ярославлем».
Свои поэтические способности художник изображал в картинах, тем самым вдыхая в них нотки романтики и души. Он прекрасно чувствовал пробуждение природы
от зимней спячки ее рыхлость и цветущую красоту. Любимым месяцем художника был именно март, наполненный истинной чистотой первых цветов и постепенно тающего снега. Он считал, что истинная красота — это то, что видишь сквозь обычные вещи, воздвигнутые в уме. Сравнивая это высказывание с месяцами года, он обратил внимание на май, когда буйство красок вокруг порой жгло глаза.
В случае с этой работой зритель наблюдает открытые пространства, выдержанные в одной цветовой гамме. Любимая река создателя при этом затопила несколько деревень и хаотично заплескалась. В небе можно увидеть стаю птиц, возвращающихся на юг после хмурой зимы. По Саврасову, птицы являются прямым
Предупреждение о приходе весны.
Художник также изобразил лодку с людьми, пытающимися добраться до места пожара вдали, а мимо них проплывают небольшие глыбы льда. У зрителя, вглядывающегося в картину, возникает ощущение непостижимого величия Матери-Природы, которая так громко и ясно заявляет о себе с помощью безудержной стихии. Большую площадь занимает горизонт и небо на полотне. Он олицетворяет некий протест против реакции людей на наводнение. Таким образом, в произведении присутствует гармония противоречивых эмоций и ощущение приближающейся теплоты.