Шишкин, Левитан, Коровин, Саврасов… Великие имена, воспевшие всю красоту России и не только. Часто эти художники путешествовали по Европе или очень близко к Кавказу. Тот же Левитан с удовольствием изображал на своих полотнах горные хребты кавказских просторов.
Видимо, Саврасов тоже не устоял перед соблазном изобразить что-то гористое. И вот он – пейзаж, который по своему великолепию не уступает ни его полотнам, ни полотнам его коллег. Там все: на заднем плане горные перевалы, а на заднем плане вечные дубы
ширина водопада. Водопад – главная сила природы в горах. И как именно художнику удалось запечатлеть игру света от воды и солнца.
Полотно почти темное в одном месте и совсем светлое в другом. Это удивительное умение не переборщить, найти золотую середину в изображении, пожалуй, самого сложного элемента картины — света и тени. Эта филигрань удивительна. Но самое удивительное в этом полотне — ощущение шума водопада. Кажется, что слышишь его жизнь, слышишь его ровное и даже монотонное звучание. Это как вечный двигатель.
Саврасов — один из великих пейзажистов, почти никогда не забывавших прорисовывать детали. Посмотрите на камни, какие они четкие и в то же время не очень ярко прорисованные. По сути, они главные герои полотна, ведь если бы не они, не было бы и самого водопада. Перед нами просто потекла бы такая веселая горная речка и ничего больше… А вот водопад, со своей силой, со своей историей, со своей жизнью.
Но стоит вернуться к светотеневому оформлению. Он выполнен четко композиционно, в центре полотна. Это самая яркая точка света. Тогда это только дало возможность хорошо оттенить остальное и выгодно показать то, что лежит в тени. В первую очередь — ширина водопада, который довольно интенсивно зарос зеленью. Оно и понятно, вода и растения связаны.