Алексей Венецианов был очень одарен, но он не полагался только на свой дар. С юности юноша пытался научиться артистическому мастерству. Сначала он учился самостоятельно, а позже стал учеником Боровиковского.
Талант молодого человека было трудно не заметить, особенно ему удавались портреты, и очень скоро Венецианов оказался востребован. В коллекции его картин есть портреты Карамзина, Гоголя, Кочубея. Художник также писал портреты простых жителей деревни («Жнецы», «Спящий пастух», «На
пашни»).
В 1811 году Алексей Венецианов написал свой автопортрет. Эта работа стала одной из его известных и ярких картин.
Используя практически только коричневый цвет и его оттенки, живописец создал невероятно яркий образ, точно передавший не только полное, безупречное сходство, но и его душевное состояние.
Все полотно пропитано ореолом благородства, достоинства, в то же время ответственности и готовности к делам, работе, поступкам.
Тонкая оправа не скрывает, а наоборот, подчеркивает большие, внимательные глаза. Их глубокий взгляд, спокойная линия бровей показывают нам человека, увлеченного своим делом.
Мягкий подбородок и крепкие губы говорят о доброте, сердечности, но не о слабости воли. Белоснежные ворота подчеркивают целеустремленность и дисциплинированность самого Венецианова.
Кисть в руках, ведь работа всегда занимала ведущее место в жизни Алексея Венецианова. Так на «Автопортрете» он изображен за работой. Пальцы руки легки, свободны – так же, как он писал свои картины – свободно и легко.
«Автопортрет» запечатлел лишь мгновение из жизни художника, но этот момент описан так живо, что невольно ожидаешь вопроса или движения. Художник, как будто его только что хвалили, на время отвлекался, чтобы послушать собеседника, а потом снова погрузился в свой удивительный мир живописи.