Картина «Жнецы» — еще один пример, подтверждающий важность образа русского крестьянина для Венецианова. Подобных фермеров и тему урожая мы можем увидеть во многих других его работах.
Прогуливаясь по полю, художник был очарован видом двух простых крестьян-жнецов, любующихся красотой бабочек, примостившихся на руке жнеца. Это были Анна Степанова и ее сын Захарка. Именно они позировали художнику.
Первое, что бросается в глаза многим, это те самые бабочки, которыми любуется и затаив дыхание деревенский мальчик
дыхание. Алексей Гаврилович изобразил их так, что с первого взгляда на картину и не сразу понятно, нарисованные они или настоящие!
В лице мальчика, заглядывающего через плечо матери, мы видим радость, бесконечный интерес к этим пестрым бабочкам. Он еще очень молод и видит весь мир как одну прекрасную композицию, каждый элемент которой так хочется рассмотреть и изучить.
Мать Захарки склонила голову перед сыном и отводит взгляд, снисходительно и легко улыбаясь. Ее черты лица и взгляд выражают доброту, скромность и усталость после рабочего дня.
Плотными и уверенными слоями автор создает крестьянскую одежду: на матери потемневшая от работы белая холщовая рубашка, на голове желтый платок и русский лоскутный сарафан, а на сыне черная однотонная рубашка. Одними и теми же ударами были созданы серпы в руках крестьян и свежесрезанные колосья за их спинами. Все эти элементы помогают легко понять и прочувствовать сюжет в картине.
Лаконичность образа и производимое им впечатление усиливаются мастерски подмеченными Венециановым деталями. Достаточно сравнить нежные запястья и руки матери и грубые обветренные пальцы сына, или теплоту лица усталой женщины, или перстень и жемчуг крестьянки, стремящейся к красоте. Произведение буквально поглощает зрителя, заставляя окунуться в атмосферу зачарованного созерцания.