Алексей Гаврилович Венецианов – знаковая фигура в истории русской живописи. Удивительно, но ему, никогда не учившемуся в Академии художеств, удалось не только занять видное место в плеяде художников, но и создать новое направление в своем творчестве.
Венецианов одним из первых обратил внимание на жизнь и образ жизни простых людей. Именно в этой среде он черпал вдохновение для своих шедевров. Конечно, крестьян изображали и до Венецианова, но с такой любовью и вниманием к деталям никто этого не делал
настоящая народная жизнь. До этого художники часто приукрашивали действительность, создавая идеализированные образы фермеров. Все это напомнило мне идиллические полотна французских живописцев, изображавших сентиментальные сцены из жизни пастухов и пастушек.
Венецианов же живо интересовался реальной жизнью крестьян, подробностями их жизни, их повседневными делами. Все это он переносил на свои картины.
Один из них — «Спящий пастух». Действие простое и незатейливое. Впереди совершенно обычный летний день в деревне, которых так много в России. Линия горизонта четко делит полотно на две почти равные части. Внизу — сочная светло-зеленая трава и ленточка ручья или речки, а вверху — небесная синева, разбавленная белизной легких облаков.
Художник изобразил неказистые, но такие родные хутора с покосившимися заборами. Крестьянин идет по берегу реки. На переднем плане справа спящий пастушок, давший название всей картине.
Он оперся на ствол березы. Поза ребенка полна покоя и расслабления, вытянутая вперед ножка как бы уравновешивает композицию картины. Без этой детали фигура мальчика выглядела бы более громоздкой и перевешивала бы все остальные детали.
Выражение лица пастуха также спокойное и безмятежное, правая рука поднята во сне. Мальчик одет в домотканую одежду, обычную для крестьян. Выдает происхождение богатыря и лапти, а также прическа.
Картина наполнена светом, она удивительно нежная и лиричная, несмотря на заурядный сюжет, изображенный на ней.