Картина Андрея Андреевича Красносельского «Бабушкины сказки» написана в 1866 году и посвящена пасторальности обыкновенного мещанского вечера провинциальной семьи из безымянного города. В центре экспозиции находится гостиная, где можно насчитать пятерых детей, молодую женщину (видимо, их мать) и бабушку, которая рассказывает им сказку.
Но не просто рассказывать, а вкладывать в историю свои искренние и настоящие чувства, а также эмоции. Если оно
нам говорит и язык ее тела (суровое и серьезное лицо, раскинутые, как крылья, руки, судорожно сжатые и напряженные пальцы), и то внимание, с которым дети слушают рассказчика.
Можно предположить, что еще полчаса назад все находившиеся в гостиной не составляли такого единого организма, захваченного историей, а каждый был занят своим делом. Младшие дети были заняты игрой, старшие читали книги или занимались хозяйством, а сама старушка спокойно вязала спицами.
Но вот настал момент, о котором не объявляют, но которого все тихо и с большим нетерпением ждут каждый день, — время, когда бабушка начинает рассказывать сказку. Игрушки откладываются, дела оставляются на потом – все собираются вокруг небольшого столика, накрытого скатертью с завитками и украшенного тусклой лампой. Кто-то из детей усаживается на диван, кто-то прямо у бабушкиных ног; все с восхищением слушают ее захватывающее повествование.
Убранство помещения, как было сказано выше, во многом указывает на мещанский образ жизни обитателей. Пол покрыт ярким цветочным ковром. У стены стоит диван, обитый узорчатым материалом, а также печь. Небольшой, по семейным меркам, обеденный стол.
На стене висит портрет, который, можно предположить, изображает бабушку в молодости. Кстати, она и сейчас не выглядит старой: годы добавляют ей кепку и очки.
Слева на картине мы видим еще одну фигуру, которая немного выбивается из общей концепции картины, а также атмосферы «чудесного вечера». По парадному платью и благородному выражению лица можно предположить, что это хозяин дома, который изображен входящим в комнату прямо в разгар повествования.
Судя по озабоченному лицу, он то ли принес неприятные вести, то ли застыл на пороге, боясь своим приходом порвать нить сказки, которую старуха сплетает вместе со своим занимательным рассказом.