Здесь стоит говорить сразу о двух личностях. Сначала о мифическом персонаже Святогоре, а затем и об авторе этого полотна Рябушкине.
Что касается Святогора, то этот чисто эпический русский персонаж находился вне славянских былин. Сильнейший из героев и самый высокий. Он великан-богатырь и охранитель земли русской от врагов. Именно он дал свою крепкую силу другому известному богатырю Илье Муромцу. Так сказать, оставил ему должность и стал охранять землю русскую, как и сделал.
На холсте художник не
нарисовать великана, а просто изобразил в упор морду коня и самого святого на ней. И кажется, что великан едет по земле, мимо гор, валунов. Летают птицы, бегают звери, и никто даже не пытается перечить Святогору.
И это полотно написал Андрей Рябушкин. Судьба распорядилась так, что он дал ему всего сорок два года своей жизни. Но зато с годами ему удалось создать такие полотна, которые мы знаем с детства. Да-да, именно его картины украшают учебники по истории России. Потому что он изображал исторические сюжеты.
Нередко в конце позапрошлого века в различных исторических периодических изданиях Петербурга статьи нередко сопровождались его иллюстрациями, которые просто поражали и наиболее точно передавали дух определенной эпохи. Откуда такое точное знание? В свое время он объехал все старинные русские города Средней России и зарисовывал подробности быта, фрески, пейзажи. Но в самом конце жизни он увлекся русской мифологией и стал иллюстрировать эти мифы. Вот «Святогор» из той же коллекции.
Страшная болезнь убила художника, но он до последних дней занимался своим делом — рисованием. Полотна художника сейчас хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее. Так что увидеть его творения можно там, а не на страницах учебников.