Основатель фовизма и мастер цвета. Таким Анри Маттис предстает перед потомками. Позже этнические мотивы проникнут в его искусство и растворятся, ассимилированные волей мастера. Художник создавал свои полотна сериями. Было написано сразу несколько вариантов одного и того же произведения. Основные темы в работах – танцы, пастораль, натюрморты, ткани и пейзажи за окном. В чистых и выразительных композициях нет лишних деталей. Контрастные цвета и отсутствие теней, яркие отблески света – все это создает
чувство радости от красоты окружающего мира.
Стиль мастера характеризуется гибкостью линий и уравновешенностью цветовой гармонии, где яркие контрастные фрагменты уравновешиваются крупными пятнами и цветовыми массами.
В портретах художник продолжает смело упрощать формы, оставляя за кадром все лишнее. Основные четкие линии и цвета остаются, подчеркивая индивидуальность персонажа.
Автопортрет написан четкими, решительными линиями, где основное внимание уделяется лицу и рукам. На картине художник держит кисть в левой руке, что подчеркивает многогранность человеческого тела. Большие цветовые пятна очерчивают комнату на картине. Красный пол, серые стены, посередине — фигура самого художника.
Поза достаточно статична, но лицо привлекает внимание. У мастера нет ничего лишнего, только солнечный луч, высветивший часть лица и рука, держащая кисть. То есть в центре внимания находится идея мастера и ее воплощение.
Картины Матти несут в себе мощный эмоциональный и энергетический импульс, облеченный в строгую форму.