В 1952 году Матисс закончил работу над серией картин, имевших общее название – «Голубая обнаженная». На полотнах изображалась женская фигура, которая умело сочеталась с абстрактными узорами и формами. Художнику нравилось изображать женское тело в комнате в одном положении – у фигуры всегда были скрещены ноги, при этом закинуты руки назад.
Картина замечательна своей гармонией. На полотне удачно сочетаются белый и синий, при этом их затейливое переплетение с удачным расположением частей
превратиться в женский силуэт, слегка искаженный. Матисс любил аппликации, они позволяли ему сразу заливать всю фигуру нужным ему цветом. Здесь нельзя убрать один цвет — тогда нарушается вся гармония, вся работа становится бессмысленной. Картина подобна замысловатой скульптуре, сумевшей трансформироваться в двухмерное изображение.
Глядя на работу «Синяя обнаженная», зритель испытывает только ощущение чистоты, гармонии, легкости. В картине все настолько сбалансировано, что на это можно смотреть бесконечно. Невозможно сегодня представить полотно в другом варианте картины, белые пятна так гармонично дополняют голубой цвет, что если их убрать, то пропадет вся гармония и легкость.
Воздействие работы «Голубая обнаженная» на зрителя подобно созерцанию скульптур, которые выполнены из легкого, невесомого материала. Как считал сам автор, он хотел передать своим почитателям чувство радости, которое испытывали сами живописцы и скульпторы. Матиссу было важно создать ощущение слияния самой картины непосредственно с основой, с холстом, на котором он ее написал.
«Голубая обнаженная» — стала одной из последних работ на закате его творчества. Она доставила ему неприятности. Прежде чем закончить картину, Матиссу пришлось заполнить свою тетрадь большим количеством набросков и набросков. Это доказывает тот факт, что художнику не хватило необходимого фрагмента для завершения работы.