Год создания — 1768. Картину можно увидеть в Харьковском музее изобразительных искусств.
Художник несколько лет изучал классическую живопись за границей, совершенствуя свои навыки письма. Делая копии с картин великого Рафаэля, он смог добиться высокого уровня рисования. Когда картина была написана, Лосенко досконально изучил школу натуры, поэтому стал изображать человека в полный рост с большим знанием дела.
Картина «Авель», как и другая работа живописца — «Каин», связи не имеет библейский
имена лишь указывали на натурщиков, позирующих холсту, но вполне соответствовали сюжету картин. Интересно, что закрепившееся название появилось позже, сам автор так свою работу не называл.
Художник поставил перед собой задачу показать сильного человека в момент страдания, с чем он отлично справился.
Пространство на картине прекрасно организовано: обнаженная натура, искусно задрапированная красной тканью, размещена строго по диагонали. Каждая анатомическая деталь тщательно пропечатана, пропорции соблюдены идеально.
Фигура Авеля, падающего навзничь, полна боли и отчаяния. Мышцы напряжены, ясно чувствуется внутреннее движение в бледном теле. Глаза закрыты, открытый рот издает прощальный стон умирающего. Рука из последних сил тянется к месту смертельного удара.
Общий мрачный тон произведения соответствует происходящему событию. Привлекает внимание красное пятно вокруг лежащего Авеля: зритель постепенно перестает видеть на картине кусок ткани, а воспринимает его как расплывчатое кровавое пятно.
Отсутствие фона, пейзажного окружения, которое было так принято изображать вокруг человеческой фигуры, подчеркивает
Художественное мастерство живописца было не только замечено, но и отмечено: за «Авеля и Каина» талантливому художнику было присвоено звание академика.