Аполлинарий Васнецов — младший брат Виктора Васнецова, мастера исторической живописи, искусствоведа. Систематического художественного образования он не получил – в семье не было денег на воспитание двух художников.
Поэтому сначала он брал частные уроки у польского художника Андриолли, сосланного в родной город Вятку, затем переехал в Петербург и учился у своего брата и многих других художников, каждый из которых дал ему что-то особенное.
«Двор удельного князя» — одно из его больших произведений, которое потребовало от него применения
все силы и активация всех его талантов. На картине изображен период примерно XII века, когда Русь состояла из множества отдельных княжеств, каждое со своим князем.
На ней княжеский двор, высокая башня, изображенная с большим знанием русского зодчества тех веков, купола храма вдали, открытые ворота.
Во дворе можно увидеть несколько отдельных сцен, слабо связанных друг с другом. Самое главное, к чему сразу оказывается приковано внимание зрителя, — это принц, восседающий на вынесенном из терема кресле. Его ноги упираются в медвежью шкуру — это и символ власти, и граница, разделяющая князя и страну, рядом с ним стоит мальчик с хлебом на подносе, за спинкой стула собираются приближенные и охрана.
Перед ним стоят крестьяне из деревни, принадлежащей князю. Приносили дань — мясо, мед, колосья, выращенные на княжеской земле. Женщины, мужчины, они немного нервничают.
На крыльце башни дети князя — богатые одежды, любопытные лица. Мальчик висит на перилах, девочка расслабленно прислоняется к ним.
В стороне разбирают дань – не символические дары, которые везли к княжескому трону, а то, что привезли на телеге.
У ворот виднеется силуэт всадника – гонца, принесшего новости, и кто знает, плохие они или хорошие.
Изображение дышит духом старины, пропитано знаниями прошлых веков.