Куинджи смог вернуть пейзажу необыкновенную красоту и ощущение величия мира. Передвижники стремились исследовать все, а художник хотел наслаждаться тем, что имел. Но он не мог полностью избежать интерпретации. Он понимал природу как часть сил космоса, способных нести красоту.
Куинджи постоянно искал образ мира в реальности. Он искал его даже тогда, когда смотрел на величественные горы Кавказа. На его полотне они освещены таинственной луной. Кажется, что это освещение какое-то особенное, совершенно потустороннее.
Куинджи
использует интенсивные цвета, чтобы заставить горные вершины и реки светиться, как если бы они были окрашены в фосфоресцентные тона. Мы видим таинственную землю, которая может вызвать видения, полные романтики и таких же прекрасных снов.
Художник впервые побывал на Кавказе в 1888 году. Здесь он столкнулся с удивительным явлением, ставшим добрым признаком необычайной красоты пейзажа. Куинджи видел очень интересное явление — его увеличенная фигура отражалась на поверхности облака.
Горы изображены с величайшим пафосом. Они, конечно, недоступны, но притягивают к себе людей. Возникает непреодолимое желание познать что-то таинственное. Вот что становится символом мира, очень красивого, но совершенно недостижимого.
С одной стороны, горы Куинджи максимально реалистичны, но в то же время чувствуется особое увлечение художника созерцанием мира. Земное и планетарное сливаются во Вселенной. Они становятся одним целым. Душа человека наполняется величием мира с особым звучанием. Это очищение земного посредством вечного. Благодаря этому он становится действительно особенным и невероятно одинаковым.
Сами цвета, использованные художником, довольно мрачны. Но именно они придают всему полотну особое звучание настоящего великолепия.