Полотно «Дубы» отражает истинную русскую природу. Бьет деталями контуров и конфигураций. На переднем плане полотна группа мощных деревьев, отличающихся густотой крон и отягощенных сочной непроходимой листвой. Они сливаются в куст и образуют тяжелое, внушительное очертание. Перед ними густая тень. По блестящему небу изредка проплывают невесомые полупрозрачные облака.
На полотне бесспорно романтический взгляд на мир природы.
Художник с характерной проницательностью
и с точным зрением он замечает изящные различия в оттенках и представляет их с невероятным мастерством. Это видно и в передаче невесомого прозрачного неба, и в блестящем сиянии, наполняющем поляну, и в свежем муравье, полутона которого меняются от светлых до темно-зеленых оттенков. Полотно Куинджи демонстрирует композиционное сопоставление с Шишкинскими дубами. Стая». Но если Шишкин в своем детище акцентирует внимание на деталях пейзажа, то Куинджи, наоборот, синтезирует формы и создает искусную художественную метафору.
Куинджи бросался в своих работах на крайние обобщения, чтобы выявить самое главное, передать настроение пейзажа. Он искал собирательный тип дерева, и этот отбор привел его к какому-то громоздкому, оригинальному образу огромного дуба. Так художник как бы связывает настоящие земные природные объекты с небесными, неземными. Листва на вершине деревьев, напоминающая облако, выглядит пышно, величественно. Это создает впечатление роскоши фантастической природы, пропитанной живительными напитками и воплощенной в воображении художника в нечто божественное, неземное и важное.
Мощные деревья как бы выражали духовность Руси. Они такие же долгожители, известные своей простотой, красотой и силой. Голубизна неба, зелень поля, небольшие деревья и кусты и слегка пожелтевшая трава выступают в роли реальных деталей, указывая на лето. В пейзаже сочетаются реальность и аллегория.