Когда цвет на картине переходит в светлый, можно с большой уверенностью сказать, что перед вами холст, принадлежащий кисти Архипа Куинджи.
Кажется, что холст, масляная краска, и вдруг откуда-то настоящее свечение, как будто под холстом какая-то невидимая лампа. Кажется, именно свет стал главным персонажем на картинах художника. В его работе «Эффект заката» свет красный.
Сначала блики кажутся нереальными, но если вспомнить, что такое закаты на самом деле, нет двух похожих друг на друга, а иногда и
раскрашивать предметы в самые причудливые цвета. Здесь рисовали снег, скалы, сосны. Судя по всему, этот закат в горах, а там из-за того, что часть лучей скрыта за вершинами, палитра вообще богатая и довольно необычная.
Переходы от одного цвета к другому гораздо резче, радикальнее. Именно поэтому полотно так и называется «Эффект заката». В горах есть именно эти эффекты. И они могут меняться буквально каждую минуту, становясь богатой пищей для воображения любого творческого человека.
Так и здесь, в бессмертном горном пейзаже, кажется, что пройдет минута-другая и красные пятна заката исчезнут, уступив место другому неповторимому эффекту. В долинах, как говорят их обитатели, закат скор. И только рука настоящего художника дает нам возможность наслаждаться этим моментом столько, сколько мы хотим.
Пещера, усыпанная снегом, уходит куда-то вдаль и спускается к другой платформе, где все выглядит иначе. Но об этом мы можем только догадываться, глядя на сине-фиолетовое небо на заднем плане. Да, поначалу свет кажется нереальным, но чем дальше всматриваешься в картину, тем больше погружаешься в этот горный мир и прикасаешься руками к камням, на которых застыли красные лучи солнца.