Тема заходящего солнца в творчестве русского и украинского художника Архипа Куинджи реализована через серию полотен, среди которых красный закат, закат с деревьями, закат над сосновым лесом, закат в приморской степи и другие. Все они были написаны в основном в период с 1898 по 1908 год. В настоящее время эти произведения хранятся во многих музеях мира.
Особенностью закатных пейзажей Куинджи является их меланхоличный, минорный тон. Необычайная реалистичность изображения достигается за счет использования
натуральные натуральные цвета – оранжевый и светло-желтый, который оттеняется насыщенным фиолетовым. Работы словно пропитаны светом настоящего солнца, отблесками пылающего заката, живым дыханием природы.
В некоторых картинах можно увидеть метафору: постепенно и неуклонно угасающее солнце как олицетворение жизненного цикла, имеющего свое начало и конец. Меньшее ощущение в картинах Куинджи создается с помощью полутонов, от мягкого перетекания красок друг в друга. Эмоциональная составляющая произведений основана на личных переживаниях художника и отражает его элегическое отношение, которое сливается с чувством разочарования, безмолвия и неизбежной конечности человеческой жизни. В некоторых закатных пейзажах Куинджи тема дороги трактуется как излюбленная и часто встречающаяся в русской живописи и литературе.
В произведении «Красный закат», являющемся важнейшим в так называемом «солнечном цикле» художника, небесный огонь вспыхивает с особой силой, озаряя мир интенсивным светом тающего солнца, готового уступить место права ночь, что приближается. В произведениях Куинджи часто сочетаются противоположные стихии: страсть и покой, слабость и сила, день и ночь, солнце и луна. Солнце в языческих представлениях олицетворяет жизнь, и эти древние фольклорные мотивы прослеживаются в закатных пейзажах мастера.