Эта картина Куинджи считается его творческим завещанием. Обстоятельства незавершенности образа служат здесь своеобразным символом вечности творческого пути. Эту ассоциацию усиливает лунный свет на бескрайних равнинах — словно вечный свет на горизонте.
На картине тишина южной ночи как будто готовится к утру. Это ожидание рассвета подчеркивается и присутствием табуна лошадей (с незаконченными фигурами), пасущихся на земле. Особенно бросается в глаза мастерство Куинджи, его уникальная чуткость
в ощущении восходящего лунного света. Сама луна, освещая горизонт несмотря на свою робость, нависает над равниной «скромным» серпом, указывая на свои ночные права над природой. Да, конечно, она не солнце, но ее чарующий свет по-своему украшает равнину.
Небо на картине почти безоблачное, а редкие облака, как еще один удачный штрих, подчеркивают величие ночного неба.
В картине «Ночь» удивительным образом сочетаются грусть и надежда. В этом смысле река, безусловно, играет свою роль. Ее связь в желании слиться с прозрачным небом уходит вдаль. Широкая и полноводная, в то же время с мирной и спокойной гладью, она также находится под властью ночи и моря. Отражение последней перед последним видимым изгибом картины – штрих, оживляющий реку и картину в целом. Грустная река у холма в конце загорается и олицетворяет надежду.
Ночной пейзаж не мешал Куинджи, как всегда, во всем своем великолепии отражать пространство. И все же на картине каждая фигура максимально гармонично вписывается в общую тему. Это касается и мирно спящих людей на переднем плане.
Композиция картины «Ночь» выполнена по всем правилам классики. В образе преобладают оттенки серого, но это не делает его мрачным. Здесь серый с его оттенками делает все чистым и прозрачным.
По картине Куинджи самые выраженные чувства ждут, ждут рассвета и ждут, когда невидимая рука мастера завершит его.