Аристарх Лентулов, русский и советский художник, один из первых художников русского авангарда, объединил в своей живописи несколько направлений: экспрессионизм, футуризм, постимпрессионизм, кубизм и даже примитивизм. Эта работа принадлежит последней. Хотя примитивизма здесь тоже нет в чистом виде — это какое-то «примитивное преувеличение», сознательная гигантомания, все огромно, массивно, сгущено в единую монументальную массу, как и сама живопись.
Художник бесподобно работает с контрастом темных и светлых тонов.
Удивительно его цветовое движение: это не канонические переходы от центра холста к краям, а движение от края к краю, в разные стороны. Это был почерк художника. Достаточно посмотреть в левый верхний угол, где много черного (в сочетании с красным), и переместиться в левый нижний угол, где сияют белые и синие тона, чтобы увидеть этот почерк.
Нельзя не согласиться с тем, что все изображенное как бы движется, сливается в единую систему, хотя на картине нет ни одного живого существа, то есть стены, здания, купола «само движутся».. нарочитая густота красок забрасывает зрителя в это панно, он становится невольным участником этой строящейся системы.
Картина называется «Москва». Это вполне справедливо, хотя к слову «Москва» можно добавить «архитектурный». Ведь здесь мы действительно можем наблюдать столицу в различных архитектурных решениях: храмы (в том числе собор Василия Блаженного, к которому художник относился благоговейно), двухэтажные дома, может быть, даже трехэтажные, кремлевские палаты, многоэтажные панельные дома.
Вместе с другими коллегами-художниками Аристарх создал выставку под названием «Бубновый валет», на которой рассматриваемая картина впервые была представлена массовому зрителю и имела у последнего оглушительный успех.