Возможно, нет такого человека, который бы не знал эту картину. Картина написана под впечатлением Октябрьской революции. Мотивом написания картины послужило желание художника донести до зрителя образ героя того времени — большевика.
На этой картине персонаж впервые нарисован художником совершенно нетипичным для него образом. Раньше Кустодиев никогда не изображал нереалистичных персонажей. Однако в этом случае происходит гротескное возрастание роли большевистской фигуры.
Большой человек в шляпе
и телогрейка гуляет по улицам столицы с огромным развевающимся флагом Советского Союза в руках. Флаг огромный, это символ огня революции. И везде люди, люди, люди… Они вооружены, они полны решимости бороться за свои интересы, не меньшей решимостью наполнено лицо великана. Он простой русский человек, обычный рабочий. Он такой же, как и все, кто вышел на улицу. Он идет уверенно, и четко понимает, куда ведет его путь.
Перед ним только одна преграда — церковь. Именно она символизирует имперскую власть, ее последний оплот. Но и великана она не остановит — он сделает решительный шаг и с легкостью пересечет церковь. Движение революционеров поражает своей массовостью и силой.
Великан как бы олицетворяет предводителя толпы — он указывает людям верный путь, ведет их к новой жизни. Большевики показывают им, что преград и страхов больше нет, только советских людей ждет светлое будущее.
Картина полна иллюзорных представлений о самом смысле революции и ее значении для народа. В первую очередь это связано с непониманием этих проблем самим автором картины. Кустодиев был очень благодарен большевикам за помощь в работе и высокую оценку его таланта. Его благодарность во многом легла в основу этого полотна.