На самом деле Кустодиева весьма интересовал образ купцов. Он рисовал их портреты со всех возможных ракурсов, в самых странных интерьерах и в различных позах, обнаженными и одетыми.
Конечно, стоит отметить, что картин купцов действительно много, но наиболее удачные и неповторимые по своей гармонии и завершенности изображения,
несомненно, «Чаепитие». Обратите внимание, как все в этом изображении, в основном благодаря одному изображению, гармонично пересекается друг с другом.
На балконе, за обеденным столом, сидит костюмированная, просто огромная, грузная купчиха со столом, полным угощений. В этом образе образ купчихи полностью обыгран сам с собой, и несет в образ большую смысловую нагрузку. Небольшие нюансы, придающие целостность образу и завершенность образа.
Как, например, кошка, которая трется о большое плечо хозяйки, но та остается неподвижной. За ее большой спиной красиво изображен город с церквями и торговыми центрами. И этот натюрморт из всевозможных хлебобулочных изделий, невообразимых для простого обывателя того времени, чай налит в тонкий фарфор, а посреди стола стоит красавец-самовар и, как ни странно, арбуз.
Во время написания картины был страшный голод и разруха, поэтому такая картина просто крик души, это мечта, которую он воплотил на холсте. Кустодиев пытался показать всю сущность купеческой жены, с известной долей иронии. Всем его картинам свойственна жизнерадостность и некоторая доля здорового оптимизма. Отличная попытка высмеять и показать нам день из бездумной, но сытой, порой даже чересчур насыщенной жизни.
Ничего лишнего, вся картина описана достаточно точно, удачное сочетание цветов и две плоскости, соответственно передняя и задняя. Доступность и легкость для понимания этой картины поражают, художник выложился на полную.