Последние полтора десятилетия жизни Кустодиев был инвалидом-колясочником. Произошло это после болезни и тяжелой операции на спинном мозге. Отчасти потому, что его жизнь была полна постоянной боли, его картины всегда изображали более светлую сторону жизни.
Нечто подобное можно увидеть и в картине «Гроза». Обычная деревня или небольшой провинциальный городок. Церковь с золотыми куполами, люди идут по своим делам. Кустодиев был создателем нового жанра — портретной живописи, сочетающей в себе классическую
портрет известного человека с лубком. Эта картина — портрет повседневной жизни.
Полотно максимально детализировано. Каждая мелочь прописана. Большинство людей проходят мимо таких мелочей в жизни, не обращают на них внимания. Купальщицы в платьях в горошек, женщина, перебегающая реку с корзиной, молодая девушка, стирающая белье, старуха, доказывающая что-то мужу у покосившегося забора. По стоящему обозу и бесчисленным торговым лавкам можно догадаться, что ярмарка здесь только что закончилась и движется дальше в другие города.
Картина почти типичная лубокская: тихая деревня, люди, храм, респектабельные дома, ярмарка. Единственное, что вырывается из внешнего блеска, — это молния, разбитая, разноцветная, бьющая в купол церкви — в основном, высокий шпиль — это просто громоотвод. Но и это художник смог вписать в рельс: молния ударяет в храм, покидает его и не доходит до людей. Никто не обращает на нее внимания и все продолжают заниматься своими делами.
«Гроза» выполнена в традиционной кустодиевской технике. Писал маслом и пастелью. Масло использовалось для изображения неба. Все написанное под ним — церковь, дома, деревья — слегка приглушено пастелью. Эта картина представляет собой удачное сочетание русского характера с модерном и даже импрессионизмом.