Кустодиев всегда писал богато. То есть его полотна всегда были яркими, красочными, сочными. Максимально открытый, с чисто русским простором. Он часто замечал такие тонкости русской жизни, которых раньше никто иногда не замечал.
Художник редко обращался к портретному направлению. Но если бы он это сделал, то получил бы мастерски точно выполненные лица. Например, этот портрет «Купец, считающий деньги». Можно сказать, что это скорее иллюстрация к знаменитой пушкинской «Маленькой трагедии» «Скупой». Хотя человек на экране
чисто русский вариант, но все же…
Посмотрите, как он выглядит. Дерзко, но в то же время твердо — не откажусь! Это далеко не уставший рабочий, пусть ему еще и в цехе работать. Иначе он не смог бы разбогатеть и жить так счастливо. Богатая жилетка, колье с часами, окладистая борода — все написано отлично. Что насчет рук? Это не усталые руки. Это уже достаточно ухоженные руки скупого человека, ведь что-то подсказывает, что он очень жадный. По крайней мере, на деньги рука наложила, мол, все мое — никому не отдам, о многом говорит.
Но с другой стороны, без таких купцов Россия в то время не развивалась бы. Достаточно вспомнить, что в 1913 году Россия вышла на первое место по экономическим показателям. А торговцы — это всего лишь те самые маленькие винтики, которые двигали экономику в лучшие времена. Но вскоре все это рухнуло и было списано. Но пока, по крайней мере, мы видим на экране сытого, холеного торговца, который зарабатывает достаточно, чтобы какое-то время безбедно жить.
Кустодиев все-таки больше пейзажист или жанрист. Достаточно вспомнить еще один полупортрет «Купчиха за чашкой чая». Это даже больше жанровая сценка, где ей отведена главная роль — дворянских кровей, купеческой жены.