Описание картины:
В произведении, полном деталей, нюансов и мелочей, нет ничего случайного. Даже сцена вполне оправдана. Именно мытищинская вода считалась самой вкусной, и чаепитие в этом подмосковном месте было очень популярно.
Зрителю предстает обычная, тривиальная летняя подмосковная сцена. Монах, в нашем случае, вероятно, игумен, пьет чай в тени подмосковного сада. Перед ним внезапно появилась пара нищих: старый слепой солдат-инвалид и мальчик-поводырь. Горничная, обеспокоенная появлением нищих, пытается их прогнать. Главный герой делает вид, что происходящее его совершенно не касается.
Ордена солдатской потертой шинели, рваная рубаха мальчика, красное блестящее лицо монаха, торопливая и суетливая фигура монаха-послушника на заднем плане, открытый мешок важного гостя, готовый принять дары, и многое другое может рассказать о многом.
Картина явно сатирического плана, хотя и написана по заказу Мытищинской городской управы. Однако такую откровенно антиканцелярскую работу заказчик не принял.
Работа выдержана в невыразительных тонах. Здесь Перов отказывается от богатой палитры. Серо-зеленые тона призваны показать нормальность обстановки, ее жизненность. Интересная композиция картины. Мастер обращает внимание зрителя на противоречивые элементы: сытость монаха и утомление инвалида, зеркальную чистоту дорогих сапог и изодранной рубахи. Наконец, рука, протянутая за милостыней, протягивается в пустоту.
Автор разоблачает лицемерие, чревоугодие, духовную пустоту церковников и полностью на стороне несчастных и обиженных. В этой работе художнику прекрасно удалось передать атмосферу неловкости, возникшей в этой ситуации. Хорошо видно, что служанка, обслуживающая гостя, старается отвести взгляд, смущается и просто стыдится.
Композиционно художник создает своеобразный лубок, композиция списана по кругу, образованному садовыми деревьями. От ракурсов персонажей, в манере письма чувствуется злая ирония автора, сарказм и сатира. Не случайно в этот творческий период у автора было немало проблем, связанных с реакцией Священного Синода на ряд произведений антиклерикальной направленности. Но прогрессивно настроенная общественность встала на защиту художника настолько единодушно, что требования церкви прекратились.
Другие картины Василия Григорьевича Перова
увидеть мертвых
Еда
Последняя таверна на аванпосте
Утопленница
Сцена у железной дороги
Ботаник
Спящий ребенок
Голубиный удар
Сироты на кладбище
Охотники на отдыхе
Деревенский поезд на Пасху
Заядлый
Птицы
Ловит рыбу
Сцена у могилы
Гулять пешком
Тройка
Савойя
Плачет Ярославна
Старые родители на могиле их сына
Парижский шарманщик
Проповедь в деревне
Приезд губернатора в купеческий дом
Чистый понедельник
Первые христиане в Киеве
Прибытие офицера для расследования
Дедушка и внук
Морской черт
Портрет Достоевского
Бобби гитарист
Шарманщик