Картина написана в 1630 году.
Весь сюжет, взятый из мифологии Древней Греции, интерпретируется живописцем весьма оригинально и значительно усложняется. На картине Веласкес изображает момент, когда Аполлон говорит Вулкану, богу огня, что богиня Венера ему неверна.
В созданной композиции нет приземленности, но в то же время чувствуется ирония автора. Несмотря на сияние вокруг Аполлона, в его образе просвечивает прозаичность. Вулкан и те, кто ему помогает, также лишены божественности. Это общие
люди. Полное ощущение, что мы попали в тогдашнюю кузницу испанского кузнеца, застрявшего в привычной для него профессии.
Усиливается и вся бытовая конкретность ситуации. Миф рассказывал о пещере и огнедышащем вулкане. Веласкес изображает обычную кузницу. Очаг, находящийся в глубине горна, просто прекрасно прорисован. Комната освещена розово-оранжево-желтым пламенем. Зритель видит даже мельчайшие искорки, повисшие в воздухе.
Общая тональность полотна – светло-коричневый тон, в который мастерски введены оттенки желтого, а также коричневого и красного. С наибольшей силой они звучат в мантии солнечного бога, в раскаленной до предела красочной железной пластине и в жарком пламени. Художник также вводит оттенки серо-голубого. Это в первую очередь небо, венец Аполлона.
Веласкес мастерски разработал характерные жесты, определенные позы и определенную мимику для всех персонажей. Зритель видит, как молоточки застыли в разных положениях. Это свидетельствует о том, что работа была неожиданно прервана.
Возникает ощущение, что эта картина написана не на основе мифологического сюжета, а на бытовую тему. Такое новое прочтение старой истории было довольно смелым и новым во времена художника.