Картина «Водонос» написана в 1622 году необыкновенно одаренным и образованным испанским художником Веласкесом. Есть у него и другое название — «Продавец воды из Севильи».
Этой картиной художник дополнил свой цикл работ бодегонами (в переводе с испанского — таверна). В этот цикл входит ряд картин, но самой яркой жемчужиной галереи стала «Водонос.
Когда мы смотрим на это полотно, то видим, словно в окно, моменты из жизни простого человека того времени, настолько ярко и реалистично переданы всякого рода лица и одежда
и объекты.
В «Продавце воды из Севильи» Веласкес предстает перед нами не только маститым творцом своих картин, но и внимательным наблюдателем, человеком, прекрасно понимающим чувства, эмоции людей, знающим их историю и традиции.
На изображении изображен пожилой человек – водной причастник, как иронически называли еретиков – сектантов, которые не ели ни мяса, ни вина, а ставили во главу всего простую чистую воду.
Видно, с каким чувством важности водонос вручает юному подростку прозрачный стакан и с каким благоговением мальчик принимает этот стакан.
От этого образа веет какой-то завораживающей таинственностью.
Странный водонос, погруженный в свои мысли, мальчик, чье лицо отражается в мыслях, странная, темная фигура крупного мужчины на заднем плане.
Руки на ножке стакана, как бы символизирующие встречу двух времен — старая рука дает воду молодости. Вода всегда была символом жизни, так что же важного старший передает молодежи?
Некоторые искусствоведы утверждают, что картина наполнена не столько открытым смыслом, сколько аллегорией. В центре картины в виде точки света выделяется стакан с водой. На дне стакана можно увидеть ягоду инжира.
Возможно, инжир используется для придания воде особого вкуса, а возможно, художник написал эту деталь из-за того, что инжир является символом эротики. Тогда понятна серьезность мальчика и отстраненность водоноса. Водолей предлагает юноше только запретный плод, и мальчик сам выбирает, принять или отвергнуть такой символ. Юноша берет стакан.