Александр Филиппович Кокоринов – талантливый архитектор восемнадцатого века, один из проектировщиков и первый директор Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Художник Левицкий многим обязан своему меценату Александру Филипповичу, его безмерное уважение к его фигуре отражено в этом парадном поясном портрете.
Аристократичность изображаемого со вкусом лица подчеркивается благодаря величавой открытой позе Кокоринова, его красивой одежде: вот расшитый золотыми нитями атласный камзол и белоснежная
кафтан с меховой работой соболя. Уверенным жестом правой руки Кокоринов указывает на свои рисунки здания Императорской Академии.
Кокоринов находится в своем просторном кабинете и испытывает гордость за проделанную им работу, об этом свидетельствует его «господская поза» — облокотившийся на спинку резного стула и радостно демонстрирующий художнику свои «имущества». Однако вид изображаемого нельзя назвать гордым, Кокоринов смотрит на зрителя насмешливо, вид его теплый и усталый, чувствуется важность проделанной им работы. Шпага и напудренный парик — непререкаемые атрибуты аристократа, вроде Александра Филипповича.
Разумеется, на лице директора Академии художеств нет и следа беспокойства, предупреждения о грядущем раздоре на любимом поприще. Ничто не предвещает бури, приближающейся к судьбе архитектора. Как известно, через несколько лет после того, как архитектор вступил в должность, его жизнь резко изменилась, травля, организованная его «конкурентами», сломила бы этого большого и сильного человека и заставила бы его покончить жизнь самоубийством.
Сила портрета Левицкого создает впечатление человека, твердо идущего к своей цели, с теплой искрой в душе. Мастерство Дмитрия Григорьевича Левицкого создает точный психологический портрет великого зодчего.