Дмитрий Григорьевич Левицкий, живший при Екатерине II, был мастером так называемых «парадных портретов», на которых модели изображались во всем великолепии парадных одежд и регалий. В таких работах все тщательно выверено – и поза изображаемого, и внешний вид, и костюм, и, конечно же, фон.
Что же касается выразительности лица модели, то нельзя было уделить много внимания передаче реального характера рисуемого вами человека. Но хотя художник тщательно отнесся к изображению со всеми атрибутами, подходящими для такого портрета,
за всем этим он не забыл показать черты личности, которую изображал.
Портрет известного промышленника и мецената Прокопия Акинфиевича Демидова на первый взгляд противоречит всей концепции парадного портрета — изображаемый человек изображен не в парадном платье с множеством орденов, а в простом (для богатого человека, конечно) домашнем одежда.
Рубашка с жилеткой, трусики, чулки, простые черные туфли, бархатная накидка, кепка и шарф, небрежно обернутый вокруг шеи. При этом поза Демидова именно та, что и должна быть на парадном портрете — он величественно стоит, опершись левой рукой на большой железный кувшин с водой, а правая рука торжественным жестом указывает на стоящие рядом с ним цветочные горшки.
Детали на полотне говорят не о регалиях Демидова, которого, кстати, никогда не было на госслужбе, а о его личных интересах и пристрастиях. Горшки с растениями, луковицы на столе, лейка свидетельствуют о любви Демидова к садоводству — дома у него был целый ботанический сад, да и сам промышленник любил собирать гербарии. При этом фон портрета выполнен в лучших традициях пышности — драпировки, греческие колонны, внушительное здание приюта, которому Демидов пожертвовал значительную сумму денег.
Выражение лица Демидова лишено пышности и помпезности – он смотрит на зрителя с иронией и скептицизмом. Все это говорит о несомненном таланте живописца, умении проникать во внешние атрибуты и раскрывать миру человечность персонажей его картин.