Данная работа выполнена в реалистическом жанре и соответствует основным канонам, характерным для этого направления. А вот Эдгару Дега интересны эксперименты с сюжетом картины. Неслучайно для своей работы он выбирает не аристократическую даму в богатых туалетах, а простую женщину, не имеющую голубых кровей. Современники художника были потрясены выбранным им поступком. Но это нисколько не умаляет высочайшего мастерства Дега и умения тонко чувствовать душевное состояние человека.
Картина показывает
усталая старуха. Она устроилась на пороге своего дома. Опираясь на дворовой проем, она задумчиво смотрит вдаль, может быть, внимательно разглядывая что-то. Художник очень тщательно прорисовывает черты героини картины и мельчайшие детали ее одежды. Ни одна морщинка или тень не ускользнет от глаз зрителя. При этом фон картины выглядит достаточно условно, так что ничто не отвлекает нас от размышлений об образе героини. Главной задачей художника является создание обобщенного, а не идеализированного портрета римской нищенки.
Цветовая роспись картины фактически основана всего на четырех цветах и их оттенках. Но именно этот прием придает работе особую графичность и некую жесткость в изображении.
Картина рассказывает о том, что жизнь женщины полна трудностей. Об этом можно судить не только по поношенной одежде, но и по некоторым деталям на выставке. Словно невзначай, рядом с женщиной лежит кусок ломаного хлеба и глиняный горшок с треснувшей ручкой, где видны недоеденные продукты.
Портрет имеет почти фотографический реализм. Эдгар Дега настолько точно воссоздает образ женщины, что создается ощущение нашего присутствия и сопричастности запечатленным событиям.