Элегантность, красота и утонченность – вот что сквозит во всех картинах Эдгара Дега, посвященных балету. Мастер живописи рисовал балерин в разных техниках, и по всему видно, что его всегда восхищала пластика юных танцовщиц. И в то же время он хорошо понимал, какой это тяжелый труд, чтобы достичь вершин мастерства в таком искусстве, как балет.
Сколько же приходится повторять бесчисленные упражнения, слушать поучения учителей, порой даже злых, переходить черту полного изнеможения, пока, наконец, не родится танец, с
которые могут стать достоянием общественности.
Именно такие радостные картины, написанные маслом и пастелью, мы видим в работах Дега – юные прелестницы, одетые в воздушные пачки, красивые, но если присмотреться, то на их лицах иногда видны следы усталости.
Гораздо больше всех этих, далеко не «впереди», эмоций можно увидеть на полотнах, описывающих закулисную жизнь балерин. Отдыхают ли они, надевают свои нарядные пачки, позируют перед зеркалом или перед фотографом, эти персонажи всегда живы.
И столь же органично выглядит девочка, занимающаяся у станка в картине «Урок танцев». Точнее — на одной из одноименных картин. Поначалу кажется удивительным, что юная танцовщица вовсе не красавица, у нее даже слегка заостренные уши, как у эльфов, а подбородок несколько тяжеловат.
Скорее всего, перед нами еще не оформившийся подросток, «гадкий утенок», который скоро, очень скоро станет прекрасным лебедем, а пока — череда скучных занятий, скрашиваемых аккомпаниатором, играющим на скрипка.
Он как бы спит, думает о чем-то своем, он как бы присутствует, но мысли его далеко отсюда — куда унесла его мелодия, которую он продолжает проводить смычком по струнам. Эта задумчивость передается девушке, как бы машинально повторяющей свои упражнения, а сама она неотрывно смотрит на скрипача и старается узнать, на каком расстоянии его звала мелодия.
Пастель «Урок танца» Дега – настоящая смесь трех видов искусства: музыки, танца и живописи.