»Блестящий, полувоздушный…». Балет всегда вдохновлял великих гениев искусства на создание неувядаемых шедевров. И как Пушкин в нескольких строчках передал все свое восхищение грацией и красотой балерины, так и Дега сумел запечатлеть в статичном изображении момент, когда балерина плыла на волне славы и аплодисментов зала. Она одна в фокусе картины, она захвачена радостью своего искусства и кажется, что вот-вот взлетит невидимым потоком музыки и аплодисментов. Лишь остроносый ботинок касается сцены и, как неземное существо, даже
не отбрасывает тени. Не прорисовывая окружающие детали интерьера — грубые половицы или тяжелую портьерную ткань — художник намеренно отделял танцовщицу от земной действительности. Балерины на заднем плане кажутся застывшими в осеннем лесу, а свет от рампы, окутав примата мягким сиянием, устремляется вглубь сцены и растворяется в воображаемых голубых облаках.
И только статная фигура мужчины в дорогом черном костюме, нарисованная в респектабельно-наблюдательной позе, кажется нарочито тяжелой и неуместной на этом воздушном фоне успеха танцора. Это фанат или меценат, и явно не без его помощи предстоятель сегодня купается в лучах славы. Его уверенность в своей позиции и прагматизм не позволяют забыть закулисные интриги и кропотливый труд балерин на пути к долгожданному, но слишком скоротечному признанию.
Все произведения Дега, посвященные балету, проникнуты сочувствием и восхищением выносливостью и мужеством этих хрупких женщин. Ему, как никому другому, всегда удавалось напомнить, сколько труда, несчастных случаев, травм, а иногда и смертей на сцене кроется за прекрасными образами, которые создаются. И публика будет аплодировать, и она будет улыбаться и кланяться ей в благодарном реверансе, и после спектакля осчастливит своего покровителя, и только луч рампы унесет слезы счастья и боли из балета в вечность.