Эта картина стала первым шедевром Эдварда Мунка, выставленным в 1886 году, но поначалу ее не признали. Критики и зрители обвинили Мунка в недобросовестном отношении к работе, а также в незаконченности и грубости композиции. В своих очерках авторы опубликовали множество негативных и даже гневных отзывов о выставке со стороны публики. Только спустя полвека картина была принята людьми и стала частью мира искусства.
Мунк был очень обременительным, но в то же время вдохновленным темой смерти. Личная боль после потери
толчком к созданию полотна «Больная девочка» послужила его собственная старшая сестра Софи, умершая от туберкулеза».
Изображение вызывает у зрителя трогательные и сентиментальные чувства. Герои картины – пожилая женщина и больная девочка. Женщина, возможно вознося отчаянные молитвы небесам, держит за руку хрупкого ребенка. Ярко-рыжие волосы девушки, опирающиеся на подушку, подчеркивают нездоровый цвет ее кожи. От нее исходит легкое свечение, олицетворяющее ее предстоящий уход в мир иной.
Хотя на полотне присутствуют яркие краски, оживляющие вид, в целом работа Мунка производит довольно тяжелое впечатление. Многие темные цвета наводят на трагические мысли о надвигающейся и приближающейся смерти.
Несмотря на всю мрачность комнаты и обстановки в целом, глаза больной девушки не выражают ни боли, ни страха. Ее взгляд полон смирения и спокойствия, возможно, она не понимает, что с ней произойдет. Это заставляет зрителя сопереживать страданиям несчастного пациента.
Облик пациентки на этой картине Мунк срисовал с реальной девушки, которую он случайно увидел. Ей было всего 11 лет, но его глубоко поразило то чувство доброты и сострадания к больному брату, на которое способно такое юное существо.